Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30
Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31

История танковых войск в русской армии началась в 1917 году, когда войска стали оснащать танками французской конструкции, планируя наряду с этим массовое производство боевых машин Пороховщикова.

Конструктор Александр Александрович Пороховщиков начал работу над вездеходной машиной на гусеничном ходу в 1914 году. Разрешение на постройку опытного образца «Вездехода» было дано 13 января 1915 года, для этого изобретателю выделили 9 660 рублей 72 копейки. Боевую машину Пороховщикова считают первым танком в истории мирового вооружения, несмотря на то, что формально история танковых войск начинается с английского изобретения, появившегося в сентябре 1915 года.

 

 

«Вездеход» Пороховщикова был разработан раньше, чем подобные машины появились в других странах, но не сразу стал применяться в русской армии. После испытаний, прошедших в 1916 году, от дальнейших работ над машиной решили отказаться, обязав Пороховщикова вернуть в казну потраченные на постройку танка 18 090 рублей. А в сентябре того же года в печати сообщили о новом оружии англичан — «сухопутном флоте», после чего (19 января 1917 года) Пороховщиков представил свой новый проект «Вездеход № 2», но и он не получил одобрения. После революции все работы над русскими танками были прекращены.

В самом начале истории советских танковых войск боевые машины использовались спецслужбами. 24 февраля 1918 года был создан особый автобронеотряд Всероссийского центрального исполнительного комитета. Инициатива его создания принадлежала председателю ВЦИК Якову Михайловичу Свердлову. Автобронеотряд предназначался для охраны советских лидеров от внутреннего врага. После смерти Свердлова в 1919 году, отряд получил его имя и был отправлен на фронт. В составе Первой Конармии Семена Михайловича Буденного отряд вел бои с деникинцами и белополяками, участвовал в ликвидации антисоветских бандформирований. За деятельность в годы Гражданской войны бойцы автобронеотряда были награждены 99 орденами Красного Знамени. В начале 1921 года отряд имени Свердлова перешел в подчинение Всероссийского чрезвычайного комитета, а в 1924 году был переформирован в автобронедивизион при Объединенном государственном политическом управлении. В сентябре 1937 года на базе отряда был сформирован отдельный танковый батальон имени Феликса Эдмундовича Дзержинского. Этот батальон унаследовал особое предназначение своих предшественников.

Массовое производство собственных танков началось в советской России лишь в 1920-х годах. В течение 1920-1922 годов Сормовский завод выпустил пятнадцать первых советских танков «Борец за свободу товарищ Ленин». Поступавшие в этот период на вооружение Красной Армии с завода танки носили названия: «Парижская коммуна», «Красный борец», «Илья Муромец». Машины отправляли на Западный фронт, а на броне каждого танка делали надпись мелом: «На белополяков». В это же время появилась теория боевого применения этих машин, вошедшая в «Боевой устав пехоты» 1927 года, а в 1928 году была выпущена «Временная инструкция по боевому применению танков».

Изложенная в инструкции новаторская концепция предполагала участие танковых подразделений в поддержке пехоты и параллельные самостоятельные действия, однако была отклонена командованием советской армии в конце 1930-х годов. Интересно, что именно на этой концепции основывал свою теорию генерал-полковник танковых войск Вермахта Гейнц Гудериан, который проходил обучение «танковому делу» в Казани.

В 1933 году, во время своего пребывания в СССР, Гейнц Гудериан посетил Харьковский паровозостроительный завод где, кроме основной, выпускали побочную продукцию — БТ (быстроходные танки). Первые танковые бригады в составе Красной Армии были созданы в 1935 году в качестве резервных. Технической их основой стали машины типа БТ, которые производились по образцу лучших на тот период бронемашин американского конструктора Уолтера Кристи.

Американскую модель привезли в СССР по ложным документам, под видом сельскохозяйственного трактора, и стали выпускать 22 подобные машины в день, в то время как в Германии 1933 года танки вовсе не производились. Первые БТ могли развивать скорость до 100 километров в час, правда, проверить это на практике не позволяло качество советских дорог.

Быстроходный танк имел наиболее совершенную форму брони, сконструированную по принципу наклонного расположения лобовых броневых листов. Этот принцип стал использоваться в конструкции немецкого танка «Пантера», а потом и в разработке моделей танков по всему миру. БТ отличался компактным расположением двигателя и трансмиссии на корме машины. Быстроходный советский танк был универсальным: по труднопроходимым дорогам он двигался на гусеницах, а по ровным — на колесах. В Красной Армии БТ применяли во всех военных конфликтах с 1930-х вплоть до 1945 года. Уже в Испании БТ продемонстрировал свое превосходство над немецкими и итальянскими первыми танковыми моделями, особенно по динамическим характеристикам. Много быстроходных танков было уничтожено в 1942 году, но даже брошенные и подбитые БТ восстанавливались и использовались противником. Последний раз БТ участвовали в Советско-японской войне 1945 года.

Другой основной танк Красной Армии — Т-26 был разработан на базе танка английской фирмы Виккерс. В 1933 — 1934 годах были созданы средний танк Т-28 и тяжелый танк Т-35 — боевые машины советской конструкции.

Еще в Гражданской войне в Испании с участием БТ-5 выяснилось, что основным противотанковым оружием стали не противотанковые ружья и крупнокалиберные пулеметы, а мелкокалиберные пушки, которые с легкостью поражали танки. Необходимо было увеличить бронезащиту боевых машин, которые могли бы выдерживать огонь противотанковой пушки, представляющей главную угрозу советским танкам. Работа над такими машинами началась в 1938 году и привела к созданию символа Великой Отечественной — Т-34.

Лучший танк Второй мировой - средний Т-34 был разработан на основе БТ. Машину приняли на вооружение Красной Армии 19 декабря 1939 года. Приказ о постановке Т-34 в серийное производство был подписан Комитетом Обороны 31 марта 1940 года. Т-34 стал единственным танком, который сохранял боеспособность и находился в массовом производстве до конца Великой Отечественной войны. Основное производство Т-34 осуществляли Уральские и Сибирские заводы. С 1942 года Т-34 выпускалось больше, чем всех остальных танков, вместе взятых. Т-34 отличался высокой мощностью двигателя, ставшего прототипом двигателей современных танков. На протяжении всей войны велись работы по его усовершенствованию. На некоторые Т-34 образца 1943 года вместо пулемета устанавливали огнемет, содержащий 100 литров огнесмеси. Часть танков оснащалась минными тралами. Постепенно повышалась толщина брони, появлялись топливные баки, башня со смотровыми щелями. Этой машине довелось сыграть главную роль в сражениях под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, в битве за Берлин... Весной 1940 года промышленность СССР начала выпуск новых танков.

Накануне нападения фашистской Германии на СССР в Красной Армии насчитывалось 636 тяжелых танков КВ-1 (Клим Ворошилов — танк усовершенствованной конструкции) и 1225 танков Т-34. Всего за время войны советскими заводами было выпущено более 52 ООО танков Т-34 и 4 771 танк типа КВ. В мае - августе 1942 года в составе Красной Армии были созданы первые четыре танковые армии, а с 1943 года формирование танковых армий однородного состава, в танковых и механизированных корпусах было увеличено количество танков, включены самоходно – артиллерийские, миномётные и зенитные части.  К лету 1943 года уже имелось 5 танковых армий, имевших как правило, 2 танковых и 1 механизированный корпус, и большое число отдельных танковых и механизированных корпусов

Стимулом к скорейшему их выпуску стало появление зимой 1942-1943 годов на Восточном фронте новейших «Тигров». 24 февраля 1943 года вышло Постановление ГКО, которое предписывало Кировскому заводу в Челябинске и Опытному танковому заводу изготовить два образца танков «Иосиф Сталин» (ИС-1 и ИС-2). В качестве основы для них были взяты последние варианты КВ-13. Танки ИС при меньшей своей массе были сильнее бронированы и развивали большую скорость.

После проведенного в апреле того же года эксперимента над трофейным «Тигром», который был расстрелян из различных артиллерийских систем, выяснилось, что самое эффективное средство борьбы с ним — зенитная 85-мм пушка образца 1939 года. В результате это орудие было установлено на моделях ИС. 4 сентября 1943 года постановлением ГКО тяжелый танк ИС-85 приняли на вооружение Красной Армии, а в начале августа 1943 года, по итогам Курской битвы было решено снабдить ИС еще более эффективным орудием против «Тигров» — 122-мм пушкой образца 1931-1937 годов.

В конце войны как минимум один танковый полк, укомплектованный ИС-2, входил в состав каждого танкового красноармейского корпуса: ИС играли важнейшую роль при штурме хорошо укрепленных немецких населенных пунктов, мгновенно разбивая кирпичные стены старинных зданий. Основными врагами советских танков в этот период были солдаты пехоты, вооруженные «Фаустпатроном» (первым противотанковым гранатометом), так называемые «фаустники».

В начале 1945 года для защиты от них советские танки снабжались специальными металлическими экранами, изготовленными самостоятельно танкоремонтными подразделениями. Граната, попавшая в такой экран, разрывала его на мелкие части, но машина при этом оставалась не поврежденной. На броне оставалась только воронка, которую танкисты прозвали «засос ведьмы».

В сравнительной оценке боевых качеств «Тигра», Т-34 и танка ИС, которую дал немецкий танковый ас Второй мировой Карл Бромманн, говорится о недостаточной маневренности «Тигров», из-за чего, по словам Бромманна, они не пользовались популярностью среди танкистов. Лучшим примером маневренного танка немецкий ас считал советский Т-34, а самыми грозными своими противниками — танки ИС. Вывести ИС из строя было, как утверждал Бромманн, «чертовски сложно»: только поразив «ахиллесову пяту» танка — основание башни, можно было лишить его боеспособности. Это лучше всего получалось сделать выстрелом из «Королевского Тигра» — немецкой машины, которой и отдавал предпочтение Карл Бромманн. Т-34 тоже считался среди немецких танкистов серьезным противником. Именитый танковый ас Oттo Кариус вспоминал, что Т-34 своей идеальной формой и великолепным длинноствольным орудием приводил в трепет всех немецких танкистов, его побаивались до конца войны.

Вообще, советские танки с длинноствольными пушками представляли опасность для немецких машин уже на расстоянии 600 метров с фронта. Танк «Иосиф Сталин» немецкие танковые асы считали равным «Тигру», признавая за советской машиной превосходство в форме.

ЭКИПАЖ СОВЕТСКОГО ТАНКА

Экипаж самого массового среднего танка Второй мировой войны Т-34 состоял из четырех человек: командира танка, механика-водителя, командира башни и радиотелеграфиста-пулеметчика. Командир Т-34 выполнял и обязанности наводчика (то есть сам стрелял), что фактически лишало экипаж командира. Изменилась ситуация лишь с появлением машины Т-34-85 в 1943 году.

В Красной Армии механиков-водителей готовили 3 месяца, радистов и заряжающих — месяц. Формирование экипажа происходило прямо на заводе, после получения танка. Бойцы выезжали на заводской полигон и отстреливали по 3-4 снаряда и 2-3 пулеметных диска, после чего совершали марш на железнодорожную станцию, где машины погружались на платформы. Прибывая на фронт, подобные экипажи часто распадались, так и не вступив в бой. Тогда их заменяли опытные танкисты, которые потеряли свои машины в боях и, согласно уставу, были направлены служить в пехоту.

Экипаж танка не был постоянным: выйдя из госпиталя, раненые танкисты редко возвращались в свой экипаж и даже — в свой полк. Учет персональных побед в советских танковых войсках практически не велся, а те данные, которые имеются, в большинстве случаев не являются полными: число побед могло быть большим.

Данные часто занижались, что было связано с существованием системы выплат. За каждый уничтоженный немецкий танк командир, наводчик и механик-водитель получали по 500 рублей, заряжающий и радист — по 200 рублей. Что касается коллективных танковых побед, то известны лишь несколько случаев, когда экипажи советских танков уничтожали определенное количество немецких танков и орудий.

В советской военной историографии нет полного списка танкистов-асов (подобного тому, что существовал в немецких танковых войсках). Наиболее достоверные данные имеются только относительно конкретных танковых боев.

Газета «Красная Звезда» была склонна завышать данные: если судить исключительно по ним, то Красная Армия должна была уничтожить все танки Вермахта еще осенью 1941 года.

СОВЕТСКИЕ АСЫ-ТАНКИСТЫ

  1. Дмитрий ЛАВРИНЕНКО - лейтенант, воевал на танке Т-34, уничтожил 52 танка и штурмовых орудия.
  2. Зиновий КОЛОБАНОВ - старший лейтенант, танк КВ; 22 танка.
  3. Семен КОНОВАЛОВ - лейтенант, танк КВ; 16 танков и 2 бронеавтомобиля.
  4. Алексей СИЛАЧЕВ - лейтенант, 11 танков.
  5. Максим ДМИТРИЕВ - лейтенант, 11 танков.
  6. Павел ГУДЗЬ - лейтенант, танк КВ; 10 танков и 4 противотанковых орудия.
  7. Владимир ХАЗОВ - старший лейтенант, 10 танков.
  8. Иван ДЕПУТАТОВ - лейтенант, 9 танков, 2 штурмовых орудия.
  9. Иван ЛЮБУШКИН - старший сержант, танк Т-34; 9 танков.
  10. Дмитрий ШОЛОХОВ - старший лейтенант, 8 танков.

Самый результативный советский ас танковых войск — Дмитрий Лавриненко. Участвовал в 28 боях. 6-10 октября 1941 года в сражениях под Орлом и Мценском его экипаж уничтожил 16 немецких танков. Позже генерал-полковник Гейнц Гудериан писал: «Южнее Мценска 4-я танковая дивизия была атакована русскими танками, и ей пришлось пережить тяжелый момент. Впервые проявилось в резкой форме превосходство русских танков Т-34. Дивизия понесла тяжелые потери. Намеченное быстрое наступление на Тулу пришлось отложить». В ноябре 1941 во время обороны, которую держал взвод Лавриненко, 8 немецких танков двинулись в бой. Лейтенант подбил идущий впереди танк одним выстрелом, после чего остальные 6 выстрелов также попали в цель. Погиб танкист в ноябре 1941 года при обороне Москвы.

Вторым в ряду асов-танкистов стоит Зиновий Колобанов. 19 августа 1941 года в Ленинградской области его КВ-1 уничтожил 22 немецких танка. Четыре возглавляемые Колобановым танка КВ-1 устроили засаду немецкой колонне. От первых двух выстрелов загорелись две головные немецкие машины, которые остановили те, что шли следом. Машины, которые находились в конце колонны, продолжали двигаться вперед сжимая ее. В этой ситуации старший лейтенант Колобанов поразил немецкую машину в самом конце. Колонна оказалась в ловушке. Танк КВ, в котором находился Колобанов, выдержал 135 попаданий немецких снарядов и не вышел из строя.

Отдельно говорят об асах-танкистах, уничтожавших тяжелые немецкие танки Т-VI Н «Тигры». Здесь первыми считаются экипажи танков Т-34 из 1-й танковой армии генерала Михаила Ефимовича Катукова.

7 июля 1943 года 8 машин Т-34 гвардии лейтенанта Владимира Бочковского из состава армии Катукова вели оборонительный бой сначала с семью «Тиграми», а позже — еще с тремя подошедшими танковыми колоннами, во главе которых были Т-VI Н. Советские танки вели бой из укрытий, что дало гитлеровцам повод думать, что оборону держит гораздо большее количество танков. В этом бою гвардии лейтенант Георгий Бессарабов сжег три машины Т-VI Н.

Только к концу дня немецкие танкисты догадались, что против них сражаются лишь несколько машин и возобновили атаки. Танк Бочковского был подбит, когда пытался взять на буксир другую машину, подбитую ранее. Экипажи подбитых танков и еще 4 мотострелка продолжали держать оборону. В итоге танку Бессарабова удалось уйти. На следующее утро рота в составе 5 машин вновь предстала перед немецкими танками.

За два дня боев танкисты уничтожили 23 танка противника, в числе которых несколько «Тигров».

КРУПНЕЙШЕЕ ТАНКОВОЕ СРАЖЕНИЕ В ИСТОРИИ ВОЙН XX ВЕКА

В Великой Отечественной войне, которая шла на территории государства, занимавшего 1/6 часть суши, решающими становились танковые сражения. В ходе боев с участием бронетанковых войск, противники оказывались в одинаково тяжелых условиях, и кроме возможностей военной техники, были вынуждены демонстрировать выносливость личного состава.

Наиболее крупным военным столкновением с участием бронетанковых войск долго считалось сражение в районе станции Прохоровка (Белгородская область) 12 июля 1943 года. Оно проходило в ходе оборонительной фазы Курской битвы под командованием генерал-лейтенанта танковых войск Красной Армии Павла Ротмистрова и группенфюрера СС Пауля Хауссера со стороны противника. Согласно данным советских военных историков, в сражении участвовало 1500 танков: 800 — с советской, и 700 — с немецкой сторон. В некоторых случаях указывается общая цифра — 1200. Согласно последним данным, с обеих сторон в этой битве участвовало лишь около 800 единиц бронетехники.

Между тем, современные историки утверждают, что крупнейшим танковым сражением в истории Второй мировой войны и во всей истории войн XX века, была битва у белорусского городка Сенно, в 50-и километрах к юго-западу от Витебска. Это сражение произошло в самом начале войны — 6 июля 1941 года, в нем было задействовано 2 ООО единиц бронетехники: 7-й и 5-й механизированные корпуса Красной Армии (под командованием генерал – майорами Виноградовым и Алексеенко) имели около 1 ООО танков старых типов, также около 1 ООО танков было в распоряжении немецких войск. Советская армия понесла в этом сражении наибольшие потери: все советские танки были уничтожены, потери личного состава составили около 5 ООО погибших солдат и офицеров — именно по этой причине масштабы сражения под Сенно не освещала советская историография. Правда писатель Иван Стаднюк в своём романе «Война» пишет, что у наших корпусов было 700 танков, что им ставилась задача из района юго – западнее Витебска нанести контрудар на глубину 140 км.  в направлении Сенно и Лепель и уничтожить лепельскую группировку противника – 57 мехкорпус.

ХОД СРАЖЕНИЯ

Предшествовали сражению под Сенно бои на Витебском направлении, в результате которых, согласно планам командования Вермахта, дорога на Москву должна была стать полностью открытой. Основанием для подобного вывода послужило то, что к началу июля 1941 года был взят Минск и практически разгромлены основные силы советского Западного фронта. 3 июля начальник немецкого генерального штаба Франц Гальдер записал в своем дневнике: «В целом уже можно сказать, что задача разгрома главных сил русской сухопутной армии перед Западной Двиной и Днепром выполнена... Поэтому не будет преувеличением сказать, что кампания против России выиграна в течение 14 дней...» Однако, уже 5 июля на пути к Витебску немецкие части были остановлены — начался срыв знаменитого плана «Барбаросса». Бои на Витебском направлении, окончившиеся битвой при Сенно, сыграли важную роль в этом срыве, на целую неделю парализовав движение немецких войск.

В результате июльских боев севернее и западнее Орши, танкисты-красноармейцы 20-й армии под командованием генерал-лейтенанта Павла Алексеевича Курочкина нанесли ощутимый удар по немецким частям, отбросив их на 30 - 40 километров в сторону от города Лепель. Немецкие войска неожиданно оказались в сложной ситуации, из наступления перейдя в оборону, которую прорвали два советских танковых клина.

Согласно военной теории, танковый клин можно было остановить таким же танковым клином: поэтому в контрнаступлении немецкое командование было вынуждено задействовать подошедший 47-й моторизованный корпус и другие танковые соединения. В район Сенно был заброшен крупный воздушный немецкий десант. В это время части 20-й армии под командованием генерал – лейтенанта Павла Алексеевича Курочкина продвигались вперед будучи уверенными в успешном завершении операции.

Вот отрывок из воспоминаний участника той битвы: «Вскоре впереди показались танки. Их было много, очень много. Зловещая масса бронированных монстров с черными крестами на бортах двинулась на нас. Трудно передать душевное состояние, охватившее молодых необстрелянных бойцов...» Удержать Сенно было сложно: на следующий день город трижды переходил из рук в руки, но к концу дня оказался все же под контролем советских войск. Танкистам приходилось выдерживать по 15 немецких атак в день: по воспоминаниям участников битвы, это был «настоящий кромешный ад!»

После первого, самого тяжелого дня битвы красноармейские танковые корпуса попали в окружение. Запасы горючего и боеприпасов иссякли, танки Т-26, БТ-5, БТ-7, находившиеся на вооружении Красной Армии, не выдерживали ударов снарядов ни одного из калибров, и остановившийся на поле боя танк, через несколько минут превращался в груду металла. Из-за устаревших бензиновых двигателей советские танки буквально сгорали «как свечки».

Подвоз топлива и боеприпасов к танкам не был организован в нужном объеме, и танкистам приходилось сливать горючее из баков машин, почти уже не дееспособных, в те, что осуществляли наступление.

8 июля немецкое командование решило задействовать в бою с защитниками города все силы, расположенные в районе Сенно, и считающиеся резервными.

В итоге советским частям пришлось оставить город и отойти к шоссе Витебск — Смоленск, где они заняли следующий рубеж обороны. Часть советских танков все еще продолжала наступать на Лепель, в надежде успешно завершить операцию, но уже 9 июля немецкие корпуса захватили Витебск. Таким образом, еще до начала форсирования Днепра, дорога к Смоленску и Москве оказалась открытой для Вермахта. Продолжение контрудара войск Красной Армии не имело смысла. 10 июля советское командование отдало приказ взорвать танки, оставшиеся без экипажей и горючего, и выходить из окружения.

Отступали ночью, многим так и не удалось вырваться. Те же, кто выжил, позже приняли участие в Смоленском сражении. Именно в ходе Смоленского боя попал в плен самый знаменитый участник битвы под Сенно — сын Иосифа Сталина Яков Джугашвили — младший офицер 14-го гаубичного артполка. В этом же корпусе сражался и сын генерального секретаря коммунистической партии Испании — лейтенант Рубен Руис Ибаррури.

ИТОГИ СРАЖЕНИЯ

Самое крупное в истории войн XX века сражение закончилось поражением частей Красной Армии по ряду причин. Главная среди них, по мнению историков — слабая подготовка к операции: недостаток времени для получения разведывательных данных и не отлаженная связь, в результате чего бойцам приходилось действовать интуитивно. К тому же, большинство советских танкистов вступали в этот бой без подготовки. Приказ о проведении контрудара поступил неожиданно: в это время многие части по железной дороге следовали в Киевский военный округ, а некоторые эшелоны даже успели разгрузиться.

Для большей части танкистов-красноармейцев, не имевших еще боевого опыта, сражение под Сенно стало «боевым крещением». Немецкие танкисты, напротив, к тому времени были закалены в европейских боях.

Среди причин, определивших исход битвы, важной является отсутствие у советских танков поддержки со стороны авиации, в то время как немецкие ВВС нанесли им достаточный ущерб. В своем докладе генерал-майор танковых войск Арсений Васильевич Борзиков писал: «5-й и 7-й мехкорпуса дерутся хорошо, плохо только то, что их потери очень большие. Причем, самые серьезные — от авиации противника, которая применяет поливку зажигательной смесью...» Тяжелые погодные условия, в которых велся бой, также сказались на его результате: проливные дожди, прошедшие накануне, превратили грунтовые дороги в грязь, что затрудняло и наступление, и отступление советских танков.

Но и немецкие войска понесли ощутимые потери в крупнейшей танковой битве. Свидетельство тому — захваченная докладная записка командира немецкой 18-й танковой дивизии генерал-майора Неринга: «Потери снаряжения, оружия и машин необычайно велики и значительно превышают захваченные трофеи. Это положение нетерпимо, мы можем напобеждаться до собственной гибели...»

25 воинов Красной Армии — участников боя при Сенно были представлены к государственным наградам.

Героически сражались советские танкисты в танковом сражении 1941 года в самом начале Великой Отечественной войны под Дубно, Луцком и Ровно в составе 6 механизированного корпуса с первой танковой группой немецко-фашистских войск.

Общеизвестно, что победа Советских Вооружённых Сил в минувшей войне явилась результатом совместных героических усилий и высокого воинского мастерства всех видов и родов войск. Большой вклад в дело общей победы над врагом внесли и советские танковые войска, являвшиеся главной ударной и маневренной силой сухопутных войск Красной Армии.

Окидывая мысленным взором сражения Великой отечественной войны, нельзя не заметить, что ни одно из них не проводилось без участия  танковых войск. К тому же количество участвующих в сражениях танков в течение всей войны непрерывно возрастало. Если в контрнаступлении под Москвой в составе советских войск действовало лишь 670 танков, а в целом в Московской битве (1941/1942 гг.) - 780 танков, то в Сталинградской битве было задействовано - 979 танков. В Белорусской операции их было уже 5200, в Висло - Одерской - 6500, в Берлинской операции лриняло участие 6 250 танков и САУ.

Решающую роль сыграли танковые войска в Сталинградской битвеjf942 - 1943 гг., Курской битве 1943 г., в освобождении г. Киева в 1943 г., в Белорусской операции 1944 г., Ясско - Кишенёвской операции 1944г., Висло - Одерской операции 1945 г., берлинской операции 1945 г. и мн. др.

Массированное применение танков во взаимодействии с другими родами войск и авиацией обусловило исключительно высокую динамичность, решительность и манёвренность боевых действий, придало операциям минувшей войны пространственный размах.

« Вторая половина войны, - говорил генерал армии А.И. Антонов в своём докладе на XII сессии Верховного Совета СССР 22 июня 1945 г., - прошла под знаком преобладания наших танков и самоходной артиллерии на полях сражений. Это позволило нам осуществлять оперативные маневры огромного размаха, окружать крупные группировки противника, преследовать его до полного уничтожения)

Как известно, по своему основному боевому предназначению танки должны всегда действовать впереди других родов войск. В годы войны наши танковые войска. блестяще выполнили роль броневого авангарда Красной Армии. Используя большую ударную силу и высокую подвижность, танковые части и соединения стремительно прорывались в глубину обороны противника, рассекали, окружали и громили с ход эго группировки, форсировали водные преграды, нарушали коммуникации врага, захватывали важные объекты в его тылу

Наступая в высоких темпах и на большую глубину, танковые войска чаще всего первыми врывались в города и сёла, временно оккупированные немецко - фашистскими захватчиками. Недаром в народе и сегодня говорят, что в годы войны грохот гусениц танков и гром выстрелов их пушек для миллионов людей, находившихся в гитлеровской неволе, звучали как гимн освобождения. Пожалуй, нет такого крупного населённого пункта на бывшем театре войны, название которого не было бы написано на боевом знамении танковой бригады или корпуса, принимавших участие в его освобождении. Вечными символами всенародной любви и признательности мужеству и героизму советских танкистов стоят сегодня танки памятники во многих городах нашей страны и за рубежом.

  Во время Великой Отечественной войны за боевые заслуги 68 танковых бригад получили звания гвардейских, 112-ти присвоены почётные наименования, а 114 ограждены орденами. К бригадам, получившим пять и шесть орденов, относятся 1-я,40-я, 44-я, 47-я, 50-я, 52-я, 65-я и 68-я гвардейские танковые бригады.

За время Великой отечественной войны 1142 воинов-танкистов были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, а 17 из них - дважды, сотни тысяч награждены орденами и медалями.

Отдельно хочется остановиться на работе танковой промышленности страны. В результате принятых Советским правительством мер по организации производства танков и героических усилий тружеников тыла количество танков в действующей армии быстро возрастало, Если на 1 декабря 1941 г. было всего 1730 единиц, то к 1 мая 1942 г. стало 4065, а к ноябрю - 6014 танков, что уже весной1942 года оказалось возможным приступить к формированию танковых, а позже и механизированных корпусов, Были созданы также 2 танковые армии смешанного состава, в которые входили танковые, механизированные и стрелковые соединения.

На основе боевого опыта в 1942 года народный комиссар обороны издал приказ от 16 ноября, который требовал использовать танковые бригады и полки для непосредственной поддержки пехоты, а танковые и механизированные корпуса в качестве эшелонов развития успеха с целью разобщения и окружения крупных группировок врага. С 1943 г. началось формирование танковых армий однородного состава; в танковых и механизированных корпусах было увеличено количество танков, включены самоходно - артиллерийские, миномётные и зенитные части. К лету 1943 года  уже имелось 5 танковых армий, имевших, как правило, 2 танковых и 1 механизированный корпус. Кроме этого было большое число отдельных танковых механизированных корпусов. В конце Второй мировой войны в составе Красной Армии насчитывалось 6 танковых армий.

За годы Великой Отечественной войны танковая промышленность СССР изготовила более 100 тысяч танков. Потери танковых войск за этот период составил 96,5 тысяч боевых машин.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1946 года учреждён профессиональный праздник День танкиста в ознаменовании больших заслуг бронетанковых и механизированных войск в разгроме противника в годы Великой Отечественной войны, а также за заслуги танкостроителей в оснащении Вооружённых Сил страны бронетанковой техникой.

Праздник отмечается во второе воскресенье сентября месяца.

Сразу после окончания Великой Отечественной войны танковые войска, размещённые в Восточной Европе, являлись одним из важнейших факторов по сдерживанию правящих кругов Великобритании и США от проведения военной операции против СССР.

Согласно плану обороны страны на 1947 год, Вооружённым Силам ставилась задача обеспечить целостность границ на Западе и Востоке, установленных международными договорами после Второй мировой войны, быть в готовности к отражению возможной агрессии противника. В связи с созданием НАТО, с 1949 года началось постепенное увеличение численности советских Вооружённых Сил: страна втягивалась в гонку вооружений. В пятидесятые годы на вооружении Советской армии находилось до

60 ООО танков типа Т- 54/55. Они составляли основу Советской армии. Танковые войска были частью бронетанковой стратегии.

В результате гонки вооружения к началу 1960-х годов только на западном ТВД было развёрнуто 8 танковых армий (из них 4 - ГСВГ). На вооружение поступали танки новых серий: Т- 64 (1967), Т- 72 (1973), Т- 80 (1976), ставшие основными боевыми танкам Советской Армии. Они имели различную комплектацию по типу двигателей и других важных узлов, что в значительной степени осложняло их эксплуатацию и ремонт в войсках.

Согласно информации Министерства обороны СССР, на 1 января 1990 года в строю имелось 63 900 танков, 76 520 боевых машин пехоты и бронетранспортёров. В период 1955 - 1991 гг. советские танковые войска были сильнейшими в мире.

В соответствие с договором об обычных вооружённых силах в Европе от 19 ноября 1990 года Советский Союз обязался сократить обычные вооружения на Европейской территории до уровня 13 300 танков, 20 000 бронированных машин, 13 700 артиллерийских орудий. Договор окончательно поставил крест на возможности советского броска, ознаменовав завершение эпохи танкового противостояния.

В современном виде танковые войска - «главная ударная сила Сухопутных войск мощное средство вооружённой борьбы предназначенное для решения наиболее важных задач в различных видах боевых действий». ... Таким образом, значение танковых войск как одного из главных родов Сухопутных войск и их главной ударной силы сохраняется в обозримом будущем. При этом танк сохранит за собой роль ведущего уникального боевого средства Сухопутных войск.

Указом Президента России № 435Ф от 16 апреля 2005 года и Приказом Министра обороны России №043 от 27 мая 2005 года приняты на вооружение модернизированные танки типа Т- 72БА, Т- 80БА,.Т- 80 У-Е1 и Т- 90А. За период 2001 - 2010 годы выпущено 280 танков. В 2008 - 2010 годах из приоритетных задач развития Сухопутных войск являлось их оснащение - в первую очередь соединений и частей постоянной готовности - современными танками Т-90. Основные проблемы танковых войск заключаются в значительной разномарочности танкового парка, необходимости повышения огневой мощи танков. Их защищённости и подвижности.

В 2010-2011 годах принято решение о прекращении закупок Т-90, БТР-90, БТР - 80, БМД-4, БМП - 3 и любой другой отечественной бронетехники сроком на 5 лет, до создания платформы Армата. С 2012 года на 5 лет заморожена закупка любой бронетехники отечественного производства. В настоящее время танковые войска Сухопутных войск ВС России по численности превосходят танковые войска США, танковый парк которых насчитывает около 6250 танков Ml Abrams.

На вооружении РФ состоит более 20 000 танков.

+7 (978) 000-00-00
© 2016 ВООВ «Боевое Братство», г. Севастополь
Нужен сайт?